FANDOM

Союзом называется слово, которое связывает (1) структурные элементы предложения в простом предложении или (2) простые предложения в сложном предложении. Существуют два вида союзов: сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы Edit

Сочинительный союз соединяет однотипные структурные элементы простого предложения, в результате чего образуется более крупный элемент того же типа. Например, две именные группы, соединённые союзом e, образуют более крупную именную группу.

Существуют четыре сочинительных союза:

  • e – и (оба элемента имеют место)
  • o – или (один из элементов имеет место; возможно, что и оба)
  • no – не, а не, но не (первый элемент имеет место; второй - нет)
  • ma – но (оба элемента имеют место, но противопоставляются друг другу)

Примеры:

  • La om e la fem vade a la casa. – Мужчина и женщина идут к дому.
  • Tu es multe vea e saja. – Ты очень стар и мудр. (скорее всего, очень мудр, поскольку иначе предложение звучало бы иначе: tu es saja e multe vea)
  • El ia labora ante e pos sua vacanse. – Он работал до и после своего отпуска.
  • Sua aniversario es en marto o april. – Его день рождения в марте или в апреле.
  • Tu desira cafe o te? – Ты хочешь кофе или чая?
  • On pote visita la museo a lundi o jovedi. – В музей можно сходить в понедельник или в четверг (или и в понедельник, и в четверг).
  • On ia eleje tu, no me. – Выбрали тебя, а не меня.
  • Me ia conta no sola la oveas ma ance la capras. – Я сосчитал не только овец, но и козлов.

При перечислении более двух элементов, союз обычно заменяется замятой, но не между двумя последнними элементами. При таком перечислении, перед союзом часто ставится запятая:

  • Nos va viaja tra Italia, Suiz, Osteraic, e Deutxland. – Мы будем путешествовать по Италии, Швейцарии, Австрии и Германии.

Для усиления смысла, e, o, and no могут повторяться, при этом повторение союза добавляется перед первым элементом. Двойной союз o указывает на невозможность того, что оба элемента могут иметь место одновременно:

  • e... e – и ... и
  • o... o – или ... или
  • no... no – ни ... ни

Примеры:

  • E Luis e Maria vade a scola. – И Луис, и Мария ходят в школу.
  • O tu o me gania, ma no ambos. – Или ты выиграешь, или я, но не мы оба.
  • Me ave no la tempo no la desira per leje plu. – У меня нет ни времени, ни желания читать дальше.

E, o, and ma могут также соединять (1) простые предложения, входящие в состав сложного, или (2) самостоятельные предложения:

  • Me ia vade a la biblioteca, e tu ia visita la museo. – Я сходил в библиотеку, а ты посетил музей.
  • O nos solve esta problem, o la mundo va fini. – Either we solve this problem, or the world will end.
  • Ma acel es difisil. – Но это трудно.

Наречие donce также может использоватья как союз, и как краткая форма вместо e donce:

  • Me pensa, donce me esiste. – Я мыслю, — значит, существую (Дословно: Я думаю, следовательно я существую)
  • Nos no ave un mapa, donce nos es perdeda. – У нас нет карты, и значит, мы пропали. (Дословно: У нас нет карты. поэтому мы пропали)

Подчинительные союзы Edit

Подчинительный союз связывает придаточное и главное предложение в сложном предложении, показывая функцию придаточного в главном.

В Элефен различают три вида таких союзов: местоименные союзы, наречные союзы и особые союзы.

Местоименные союзы Edit

Вопросительные местоимения cual и ci используются как союзы в определительных придаточных предложениях:

  • La om ci ia abita asi ia vade a New York. - Человек, который здесь жил, уехал в Нью-Йорк.
  • La poma cual ia cade de mea saco es aora noncomable. - Яблоко, которое выпало у меня из сумки, теперь не сьедобно.
  • La fem de ci nos parla labora a mea ofisia. - Женщина, о которой мы говорим, работает у меня в офисе.
  • Tua libro, en cual me ia scrive sua nom, es sur la table. - Твоя книга, в которой я написал его/её имя, на столе.

Обычно союз относится к существительному, но совершенно также он может относится к местоимению:

  • Esta es lo cual parteni a tu. - Это - то, что принадлежит тебе.
  • La auto blu es lo en cual nos vole viaja. - Синяя машина - та, в которой мы хотим отправиться в путешествие.
  • Acel es el ci me ia vide. - Это - тот, кого я видел.
  • Tu es el a ci me ia parla ier. - Ты - тот, с кем я говорил вчера.
  • Ci osa, gania. - Кто осмеливается, выигрывает (Литератруный перевод: Только смелым покоряются моря)

Точно также используются союзы cual и ci в косвенных вопросах.

Наречные союзы Edit

La averbos de demanda Вопросительные местоимения – do, cuando, cuanto, como, и perce – используются в качестве союзов для обстоятельственных придаточных предложений:

  • Nos parla como nos pensa. - Мы говорим, как думаем.
  • Me dormi cuando me pote. - Я сплю, когда могу.
  • Me va esplica cuanto me comprende. - Я объясню, как (дословно: насколько) понимаю.
  • Nos abita do la du rios encontra. - Мы живём (там), где сходятся две реки.
  • Me ia fini la taxe en cuando tu ia parla a me. - Я закончил задание, когда ты разговаривал со мной.
  • Nos va core a do la vias encontra. - Мы побежим (туда), где сходятся две дороги.

Они могут использоваться после существительных для ввода определительных предложений:

  • Me labora en Paris, do me abita. - Я работаю в Париже, где я и живу.
  • El va visita en Julio, cuando la clima es bon. - Он поедет с визитом в июле, когда стоит хорошая погода.
  • Acel es la razona perce Juan ia parti. - Это и есть причина, по которой (дословно: почему) Хуан уехал.

Их также используют в косвенных вопросах (которые являются видом именных придаточных предложений).

Особые союзы Edit

Оособые союзы ce и esce вводят именные придаточные предложения. Ce вводят предложения с косвенной речью, и esce вводят косвенные вопросительные предложения:

  • Me pensa ce tu nesesa un vacanse. - Я думаю, что тебе нужен отпуск.
  • Me no sabe esce el va veni. - Я не знаю, прийдет ли он.

Их можно использовать после некоторых существительных, прилагательных и предлогов для ввода уточняющих предложений:

  • La idea ce la Sol orbita la Tera es un era. - Мысль, что солнце вращается вокруг Земли, ошибочна.
  • Nos es surprendeda ce vos no ia cexa. - Мы удивлены, что вы не жалуетесь.
  • Me es felis ce tu ia susede. - Я рад, что ты добился успеха.
  • Los no ia es serta esce la tren ia parti ja. - Они не уверены, уехал ли уже поезд.
  • La gato ia entra la sala sin ce algun vide el. - Кот вошел в зал так, что его никто не заметил. (Дословно: Кот вошёл в зал без (того), что никто увидел его))

Можно также использовать ce для ввода придаточных предложений указывающих на результат:

  • El ia es tan fatigada ce el no ia pote pensa. - Он был таким уставшим, что не мог думать.
  • El ia es tan fame ce el ia pote oia la ronca de se stomaco. - Он был так голоден, что слышал бурчание своего желудка.

Особые союзы afin, car, si, и ca вводят обстоятельственные придаточные предожения:

  • Me va veni si tu clama. - Я прийду, если ты позовёшь.
  • Me labora afin mea enfantes pote come. - Я работаю, чтобы мои дети могли есть.
  • Lo es calda car la sol brilia. - Оно горячее, потому что солнце светит.
  • Esta es plu labora ca me ia espeta. - Здесь (Дословно: Это) больше работы, чем я ожидал.

Ad blocker interference detected!